Мировой рынок «халяль» вырастет до ,6 трлн.

рынок халяль

Объем потребительских услуг и продтоваров «халяль» в 2014 году (Thomson Reuters), составил почти ,8 трлн., при этом, продажи продуктов питания — ,128 трлн. К 2020 году рост в этих сегментах прогнозируется до ,6 трлн. и ,585 трлн.

К мясной продукции, согласно Корану, со стороны мусульманских народов особое отношение. Поэтому, к продукции «халяль» предъявляются серьезные требования. Разрешено использовать в животноводческом и птицеводческом производстве строго оговоренные материалы и ингредиенты, определенные практики содержания и откорма животных. Работники обязаны соблюдать правила шариата в гигиене и санитарии, в безопасности и свежести продукции, не применять запретные компоненты, четко измерять, взвешивать и пр.

В начале 2000-х годов российские производители попытались систематизировать практику «халяль» для промпроизводства мясной продукции. До этого лишь в небольших магазинах рядом с мечетями мусульмане могли купить мясо животных, забитых согласно ритуалу, и некоторые виды колбас из говядины. Подъем отечественного птицеводства позволил выпускать продукцию «халяль» в промышленных масштабах. Главную роль здесь сыграли Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) и Комитет по стандартизации при Совете муфтиев России (СМР).

Первой в России, после проведения стандарта и Аудита двенадцатью муфтиями,  получила сертификат «халяль» российско-американская компания «Элинар-Бройлер». Теперь розничные сети Москвы могли реализовывать халяльную курицу под торговой маркой «Первая Свежесть». Оказалось, что покупателями этой продукции являются не только приверженцы ислама, но и потребители, ценящие качество и чистоту мясных изделий. Сегодня полуфабрикаты из мяса индейки и бройлеров, а также целые тушки широко представлены в региональных сетях специализированных магазинов и занимают 20% прилавков федеральных ритейлеров.

Впоследствии, Центр стандартизации и сертификации Совета муфтиев России получил аккредитацию нескольких иностранных центров (Совет стран Персидского залива и Международный халяльный совет), и теперь может проверять соответствие стандартам «халяль» продукции от  аккредитованных организаций. Инспектор «халяль» вместе с государственным ветврачом и ветврачами компании осматривает стадо птицы, следит за убоем, который должен быть проведен гуманным способом, контролирует отбраковку. Забой бройлеров на крупных предприятиях происходит механически на конвейере, а оператор-мусульманин, с молитвой, контролирует процесс и снимает дефектные тушки с линии.

Продукция «халяль» должна быть отделена от всякой другой на стадиях производства и продажи. Поэтому, затраты птицеводческого предприятия возрастают на 2-7% к себестоимости обычной продукции. Средства идут на мероприятия по маркетингу, логистике, сертификации, упаковке, а в цехах – на организацию ритуального забоя и выделение отдельных смен. Розничная наценка 5-15% продиктована ценовой политикой торгового оператора.

Объем производства халяльной птицы в России оценивается экспертами Agrifood Strategies на уровне 450 тыс. т в год (10% от всего рынка птицеводства), а доля мусульманского населения в стране превышает 15%. Значит, есть перспективы внутреннего роста. Экспортные рынки Россия начала осваивать несколько месяцев назад, когда произошла девальвация российского рубля, сделав наше мясо птицы одним из самых дешевых в мире. Страны Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки открыли для РФ «окно возможностей».

В мусульманских странах мира ежегодно потребляют 6 млн. т мяса птицы (15% мирового производства), так как оно дешевле баранины и телятины на 20-50%. Ежегодно объем потребительского рынка прирастает на 3-5%. Рост доходов населения увеличивает эту цифру еще на 2-3% в год. Рынки мусульманских государств по продукции «халяль» притягивают традиционных экспортеров из ЕС, Бразилии и США. В последние годы к ним присоединилась Турция, с объемом производства более 0,5 млн. т в год, и Украина (в 2015- экспорт составил 130 тыс. т).

Потенциал экспорта отечественной продукции «халяль» оценивается не менее 300 тыс. т в год на сумму 0−500 млн. Для этого необходимо сохранение рыночной и социально-экономической ситуации в стране, нынешнего обменного курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам и стабильный объем производства и потребления мяса птицы.

 

 

"ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ" © ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. 2015-2016
Информационный партнёр: "Землевладельцы и фермеры Подмосковья"

Log in with your credentials

Forgot your details?